Лётчица-цветовод. Герой войны посвятила мирную жизнь созданию прекрасного»
В первые дни мая, ближе к Дню Победы, коллектив Федерального научного центра овощеводства вспоминает ветерана войны, известного селекционера и создателя научной школы Ирину Дрягину.
Две мечты, две манящие стихии
Ирина Дрягина родилась 31 марта 1921 года в Саратове, в семье шкипера. Папа, Виктор Иванович, работал на барже, мама, Татьяна Захаровна, — его помощником. Родители брали дочь в рейс, на грузовом судне они проплывали свыше 700 км по Волге до Астрахани. Глубоководная река питала зелёную траву, высокие деревья, закрывающие ветвями небо, что всё время манило. Было оно тоже глубоким, но совсем другой стихией — воздуха, высокого горизонта, объёмных и пушистых облаков. Иногда они вбирали в себя влагу и становились дождевыми, проливая тонны воды на землю, поливая прибрежную растительность, вызывая рябь на гладкой поверхности реки. Позже в книге Ирина напишет: «Любила наблюдать, как прорастает трава, как устроено семечко, как открываются цветочки яблони, образуются плоды».
Иногда человеку трудно сделать выбор между интересными профессиями. Ирина мечтала быть лётчиком и в то же время хотела стать агрономом, выхаживала, возрождала к жизни чахлые, запущенные растения и превращала их в пышные, цветущие. После школы в 1939 году она поступила в Саратовский сельскохозяйственный институт на плодоовощной факультет, но и другое интересное дело решила освоить — записалась в аэроклуб, где обучалась лётному и парашютному спорту.
Кстати
В 1943 году коллектив Саратовского сельскохозяйственного института собрал средства и купил для героической лётчицы самолёт У‑2.
Бомба под крылом
«Ночные ведьмы» — так фашисты прозвали 46‑й гвардейский Таманский авиационный полк ночных бомбардировщиков. Два года, 1942–1943-й, Ирина Дрягина была комиссаром эскадрильи, ей подчинялось восемь экипажей. Девушки поднимали в воздух лёгкие, как пёрышки, самолёты У‑2 (По‑2). Легендарный конструктор Николай Поликарпов создал одномоторный самолёт с кабиной, обладающей хорошим обзором. Страна испытывала дефицит металла, поэтому фюзеляж и киль выполняли из дерева, а крылья из прочной хлопчатобумажной ткани — перкали. Женские экипажи поднимали ночью в воздух маленький, невидимый фашистскими радарами бомбардировщик и успешно совершали боевой налёт: сбрасывали бомбы на войска противника.
Смерть всё время ходила рядом. В одну из ночей сразу четыре экипажа не вернулись — их подбили, девушки сгорели в воздухе: экипажи таких самолётов не обеспечивали парашютами. Ирина Викторовна часто вспоминала боевых подруг, говорила, что труднее всего человеку смириться со смертью родных и друзей. Остальные испытания, посылаемые судьбой, — мелочи жизни, их нужно выдержать спокойно и хладнокровно.
За всю войну Ирина Дрягина совершила 105 боевых вылетов. Орденом Красного Знамени был награждён экипаж Ирины Дрягиной и Полины Гельман за освобождение Новороссийска и других городов Северного Кавказа.
Фото: Из личного архива/ И. В. Дрягина
Случались и страшные казусы. В одной из своих книг она позже напишет: «Однажды отбомбились мы с Галей Докутович, удачно вышли из лучей прожекторов, возвращаемся домой и чувствуем: что-то набок кренит самолёт. Глянули, а одна бомба осталась висеть под крылом. Снова возвращаемся к цели, а она не сбрасывается, встряхиваем самолёт, а она мёртво сидит. Что делать? Возвращаемся на аэродром, садимся в сторонке за полосой: мол, уж если взорвётся, погибнем только мы. Сели».
В 1943 году отважную лётчицу перевели в 9‑ю истребительную авиадивизию под командованием трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина.
С этой прославленной дивизией Ирина участвовала в боях за Румынию, Польшу, Чехословакию и дошла до Берлина. «Это наш комсомольский бог», — называли её в мужской дивизии лётчики, техники и мотористы-покрышкинцы.
Долгожданную Победу она встретила в Германии, угольком оставила надпись на колонне пылающего Рейхстага: «Ирина Дрягина из Саратова».
Военные заслуги Ирины Викторовны были отмечены двумя орденами Отечественной войны I степени, 10 медалями за оборону и взятие городов, «За победу над Германией».
Небесный тихоход. Фото: Из личного архива/ И. В. Дрягина
Северная орхидея — ирис
После войны Ирина Дрягина окончила Тимирязевку, работала младшим научным сотрудником Сочинской опытной станции субтропических культур, с октября 1949 года — в Никитском ботаническом саду. В 1952 году поступила в аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова, защитила диссертацию на степень кандидата биологических наук, а позже, в 1972-м, — доктора с.-х. наук. В числе первых, кто поздравил Ирину Викторовну с этим событием, — её боевой командир Александр Иванович Покрышкин.
Маршал Покрышкин. Фото: Из личного архива/ И. В. Дрягина
В марте 1978 года она прошла по конкурсу на должность руководителя лаборатории селекции и семеноводства цветочных культур во Всесоюзный институт селекции и семеноводства овощных культур (ныне ФНЦО). В именитый институт она пришла с собственной коллекцией ирисов. Многие сорта получили названия в честь прославленных лётчиков и «ночных ведьм».
Вместе с коллективом сотрудников она вывела 46 сортов ириса садового, 25 — душистого горошка, бархатцев, душистого табака, гладиолусов, настурции, маргариток, монард. На престижных мировых выставках, проходящих в Японии и Нидерландах, новые сорта завоёвывали золотые медали. За время плодотворной работы Ирина Викторовна опубликовала 175 научных статей, 14 монографий по генетике и селекции растений, сформировала собственную научную школу, подготовила 11 кандидатов и 2 докторов наук.
Годы спустя она издала 4 книги: «Записки лётчицы У‑2», «Крылатые», «Милосердие» и «По разным странам мира… Воспоминания профессора — селекционера цветочных культур».
Отважная лётчица умерла в 2017 году. Благодарные коллеги и земляки в память о ней посадили две аллеи ирисов — в саратовском парке Победы и у Федерального научного центра овощеводства.
Аспирантка Ирины Викторовны, а ныне кандидат с.-х. наук, старший научный сотрудник лаборатории генетики и цитологии Людмила Кан и учёные ФНЦО с добротой вспоминают ветерана. Недавно был создан новый сорт ириса — Ирина Дрягина.
Фото: Из личного архива/ И. В. Дрягина
Источник