Здоровая жизнь

Недетское дело. Как решить проблему подросткового курения»

Несмотря на то, что за последние 20 лет ситуация с детским курением несколько улучшилась, все же она не до конца решена. Инициативы по ограждению подростков от разных пагубных привычек появляются регулярно. Сокращение потребления табака несовершеннолетними является одним из приоритетов антитабачной концепции, разработанной Минздравом.

Однако, чтобы добиться реального результата, нужны уже не громкие, а разумные меры, считает Анна Сорочинская, исполнительный директор Общественного совета по проблеме подросткового курения. Среди них — активная борьба с рынком нелегальных сигарет, введение практики психологической поддержки подростков, которым нужна помощь, чтобы бросить курить, контроль рынка никотиносодержащих продуктов и его адекватное регулирование. Редакция попросила эксперта рассказать о том, откуда растут корни проблемы.

АиФ.ru: Анна, сегодня на улице уже не встретить подростка, курящего сигарету. Государство ограничивает продажу продуктов, содержащих никотин. Можно ли сказать, что сейчас борьба с подростковым курением не так актуальна, как раньше?

Анна Сорочинская: Безусловно, текущая ситуация несравнимо лучше, чем то, что было 10 или даже 5 лет назад. Но подростковое курение — проблема, которую сложно решить раз и навсегда. По нашим оценкам, около трети школьников пробовали или пытались попробовать сигареты. В юном возрасте всегда силен интерес к новому, особенно запретному. Это важно не игнорировать, а учитывать.

Государство многое сделало, чтобы доступ к сигаретам был затруднен для несовершеннолетних. Теперь необходимо залатать оставшиеся дыры в этом «заборе» и, с другой стороны, научиться доносить до детей правильное понимание курения. В первом случае необходимо уделить особенное внимание нелегальным продажам сигарет как в интернете, так и на улицах. Во втором — лишить курение символического значения (взрослости, высокого статуса среди сверстников и пр.).

Мы можем говорить о том, что достигли успеха, ведь продавцы соблюдают запрет на продажу сигарет несовершеннолетним. Но речь о продавцах легальных сигарет, торговцы контрабандой и контрафактом этот запрет игнорируют, что снижает результат нашей работы.

Это понимает и государство. Так, в утвержденной в прошлом году редакции антитабачной концепции предусматривается «противодействие незаконной торговле, производству и обороту табачной продукции».

Об этой проблеме неоднократно говорилось и говорится в СМИ в последние годы. В России огромными темпами растут продажи табачного контрафакта и контрабанды. За период действия ограничительных мер они возрастут еще больше. В конце прошлого года 15,6% табачного рынка составляли сигареты, нелегально ввезенные в Россию, или подделки, угрожающие отравлением. Стране это наносит огромный экономический ущерб, ведь с продажи таких сигарет не уплачиваются налоги. Но нам важнее другое: нелегальные сигареты доступны подросткам. Они стоят в 1,5-2 раза дешевле легальных и свободно продаются несовершеннолетним в 8 из 10 случаев в среднем по стране. Это результат совместных исследований с холдингом «Ромир». Важно добавить, что в торговых точках, которые не торгуют нелегальными сигаретами, практически не выявлено случаев продажи подросткам: им отказывают либо сразу, либо после проверки документов, потому что прекрасно знают о размере штрафов за такие нарушения. Но торговцев-нелегалов штрафы не пугают.

После введения ограничительных мер актуализировалась проблема онлайн-торговли сигаретами. Дистанционная продажа табачной продукции запрещена законом, но нарушители идут дальше и продают через интернет нелегальные сигареты. Борьбу с этим каналом продаж мы начали около полутора месяцев назад и на данный момент закрыли около 10 сайтов или сообществ, где реализовывалась табачная продукция. Это очень небыстрый процесс, инициирование реакции ответственных органов власти занимает около месяца, быстрее бывает достучаться до интернет-провайдера. Опасность онлайн-торговли в том, что она выпадает из поля зрения надзорных органов. Роспотребнадзор, к примеру, проводит проверки торговых точек, но интернет-магазинов они практически не касаются. А ведь таким образом могут снабжаться нелегалы, которые затем готовы отпускать сигареты подросткам.

Почему с теневым сегментом не ведется открытая борьба, совершенно непонятно. Совет взаимодействует с органами власти на местах, что приводит к штрафам или закрытию таких точек, но, чтобы действительно снизить эту угрозу, нужны масштабные действия со стороны государства.

— В последние годы власти взяли курс на жесткое ограничение потребления сигарет. По данным Минздрава, число курильщиков значительно сократилось, а доступность сигарет для подростков кардинально снизилась. Как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию? Какие проблемы стоят перед советом в текущих условиях?

— Да, в результате огромной работы государства и общественных организаций курение перестает быть бессознательной привычкой и требует все большей осознанности. Теперь курильщику приходится выбирать: оставить эту привычку или встречать разные препятствия. Например, выходить из ресторана или офиса, чтобы выкурить сигарету (или вейп) в специально отведенном месте, рисковать штрафом за курение на улице, нести возросшие траты на сигареты, в конце концов, задерживать очередь на кассе, пока продавец ищет ключи, чтобы открыть створки шкафа, где размещена табачная продукция. Это приносит плоды. Есть разные мнения насчет официальной статистики, но курение стало менее заметным не только из-за запрета рекламы и ограничений. 

Подростковое курение напрямую зависит от числа курильщиков в стране и вообще отношения к этой привычке. Очень важно подавать правильный пример. В России курильщиков порядка 40 миллионов, и это просто данность. Это выбор взрослых людей, за который они сами несут ответственность хотя бы формально. Подростки должны понимать, что взрослость можно выражать иначе, например, в правильных поступках.

— Насколько эффективно влияет на отношение подростков к курению государственная политика? Что говорит ваша практика о тех мерах, которые необходимо усилить?

— Да, силовой подход к ограничению курения дал свои плоды. Но законодательное регулирование должно идти в ногу со временем. Те же снюсы были запрещены еще в 2013 году, но оказалось, что в 2019 году продажи их аналогов на высоком уровне и практически представляют угрозу для здоровья несовершеннолетних по всей стране. Напомню, после официального запрета производители исключили из состава продукта табак, но сохранили никотин и таким образом нашли лазейку в законодательстве. Такой «псевдоснюс» к продаже не был запрещен, в нем нет табака. В конце 2019 года вся страна узнала о новой угрозе, в кратчайшие сроки были закрыты сотни точек продаж. Несколько дольше длился процесс по ограничению продаж несовершеннолетним электронных сигарет и вейпов. Сейчас идет обсуждение введения ограничений для продажи любых никотиносодержащих продуктов до 18 лет, как это действует в отношении сигарет.

Есть и направления, над которыми необходимо работать. Так, хотя информирование о вреде курения широко развито, оно одно не дает необходимый результат, если не дополняется прямым общением. Например, было бы хорошо увеличить количество психологических кабинетов, где подросток и его родители общаются с психологом. Подростки не будут положительно реагировать на одни лишь запреты, до них нужно донести всю ответственность такого решения и возможные последствия понятным им языком.

— Ваша организация уже длительное время работает практически по всей стране, была участником важных изменений в законодательстве, которые затронули курильщиков и тех, кто никогда сигареты не пробовал. Расскажите о совете. На что направлена ваша работа, как давно она проводится, чего удалось добиться?

— Совет был основан в 2000 году группой неравнодушных граждан: активистов, педагогов, социальных работников, бизнесменов. За прошедшее время реализовано множество инициатив и программ федерального уровня. 

Когда мы начинали, ситуация была совсем другой: 20 лет назад, по данным Института сравнительных социальных исследований, 59% российских подростков хотя бы раз в жизни пробовали курить, а около 36% продолжали этим заниматься и позднее. Сигареты продавались свободно и повсеместно, курение разрешалось и на улицах, и в заведениях общественного питания, и в самолетах, курили в вездесущей рекламе и в кино. Неудивительно, что абсолютное большинство подростков пробовали сигареты или хотя бы пытались.

В той обстановке объединились те, кто был уверен в том, что курение — безусловная нагрузка на организм, которую если и принимать, то осознанно, а не в качестве бездумной привычки. Подростки эту грань разглядеть обычно не могут, поэтому не должны иметь свободного доступа к сигаретам. Тогда проблема детского курения не считалась серьезной. Уделялось внимание подростковой преступности, алкоголизму, наркотикам, а курение «могло подождать». Поэтому совет взялся изменить это мнение. Было проведено глобальное исследование уровня подросткового курения, совет привлекал внимание властей, СМИ и общественности к проблеме подросткового курения. Ключевой целью было введение федерального запрета на продажу сигарет несовершеннолетним, ведь у несовершеннолетнего была практически стопроцентная возможность купить сигареты.

Этот запрет удалось ввести уже в 2001 году, совет принимал большое участие в работе над законом. Далее было необходимо следить за исполнением этого закона, чем мы занимаемся и сейчас. В основу работы легла программа предотвращения продажи табачной продукции несовершеннолетним. Она направлена на информирование предприятий торговли о запрете продажи сигарет и другой табачной продукции несовершеннолетним, повышение правовой грамотности в подобных ситуациях и, конечно, информирование об ответственности за нарушение запрета. Кроме информирования осуществлялся и контроль: мы совершали контрольные закупки и передавали информацию о нарушителях правоохранителям. 

За последние 10 лет мы создали учебный фильм, методические пособия для работников торговли, провели целую серию социологических исследований по изучению соблюдения закона и уровня подросткового курения. Обучение и подготовку в рамках программы совета прошли более 300 000 работников торговли из 50 000 торговых предприятий 60 регионов, а в 10 регионах России прошли совещания межотраслевых экспертных групп по обеспечению законодательного запрета на доступ подростков к табачной продукции. В 2015 году доля продавцов, соблюдающих закон, достигла в некоторых регионах показателя 78-88% (данные холдинга «Ромир»). Уровень подросткового курения в России значительно снизился: согласно данным исследования ЦЕССИ за 2000 год, количество подростков, имеющих опыт курения, составляло 59%. По данным холдинга «Ромир», к 2015 году эта цифра составляла уже 31%. Позднее федеральные исследования не проводились, но, на наш взгляд, эта планка сохраняется и по сей день.

Источник

Теги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть