Сад душевного спокойствия. Как благоустроить участок в японском стиле»
Сад Ирины Андриановой располагается в Новой Москве. Вся площадь – 6 соток – сделана в японском стиле. Несколько лет назад сад стал победителем конкурса «Зелёная стрела – попади в десятку!».
Хозяйка сада, ландшафтный дизайнер Ирина Андрианова, поделилась с нами опытом.
Ксения Жук, «АиФ на Даче»: Ирина, а как давно приобрели сад и почему выбор пал именно на это место?
Ирина Андрианова: Шестнадцать лет назад этот участок находился возле леса, за пределами города, но в то же время довольно близко от нашей квартиры в Москве. Мы не думали, что цивилизация доберётся сюда так быстро и местность войдёт в черту Москвы. И если поначалу мы слегка огорчились, то вскоре оценили и преимущества: появление скоростного интернета, открытие в шаговой доступности магазинов.
Смелые решения
– Почему сад решили выполнить в японском стиле? Были когда-то в Японии или увлекались единоборствами?
– В Японии я работала, но давно, в молодости. В то время сады меня не интересовали, так что та поездка никаким образом на моё увлечение японскими садами не повлияла. Единоборствами не увлекалась, а вот мой муж – мастер спорта по дзюдо. Но, опять же, к нашему увлечению Японией это не имеет отношения.
Всё началось тогда, когда мы переехали в свой дом и начали благоустраивать участок. Вот тогда я впервые восхитилась необычной концептуальностью японского дизайна.
– Весь сад выполнен в одном стиле, где главенствует минимализм. Пышных, ярких цветов почти нет. Основной упор сделан на стриженые деревья и сочетание разных форм и оттенков листвы кустарников. Как вам удаётся спланировать такие естественные сообщества, словно они созданы природой, а не человеком?
– Использую в своих работах опыт японских дизайнеров. Не только тех, что разбивали сады в прошлом, но и современных. Кроме книг, интернета и посещений садов в Японии для меня немалую роль играют социальные сети. Там я познакомилась с японскими дизайнерами. Они с удовольствием делятся своим опытом. Не только показывают результат, но и рабочие моменты, что очень важно. В прошлом году, когда мы с мужем были в Японии, мы встретились с ними и даже немного поработали вместе. Вернее, больше смотрели, как они трудятся.
Пять зон
– Большую часть участка вы определили под строения: дом, баню, гараж и чайный домик. Как это всё грамотно спланировать и разместить?
– Дом и баня на участке уже были, поэтому пришлось отталкиваться от того, что есть. Мы построили только чайный домик, беседку (сото-косикакэ) и гараж. Сад разделён на пять зон. Каждая из них имеет своё предназначение. Например, часть сада возле бани стилизована под японский онсэн, используется она и для омовения после парилки, и для отдыха возле воды. А из чайного домика можно слушать журчание струи воды, выливающейся из бамбукового жёлоба водного устройства цукубаи.
садЕль колючую сорта Глаука формируют ярусами. Справа — чайный домик. Фото: семейный архив
– А чай пьёте вы тоже по-японски? Как вообще японцы пьют чай и можно ли что-то перенять у них полезного?
– Чайные церемонии мы не проводим. Что касается японцев, то в обычной жизни они пьют чай так же, как и мы. Но есть особые случаи. Это обширная и глубокая тема, которую в двух предложениях не перескажешь. Есть два типа чайных церемоний: маття и сэнтя. Первые получили своё распространение в XVI веке. Главным в них было не наслаждение, а отрешение от мира, познание самого себя, достижение особого состояния. Для таких церемоний характерны небольшие простые чайные домики почти без окон, с входом-лазом, через который нужно было пролезать на четвереньках. Сад при таких домах служил одной-единственной цели – быть подготовкой к чайному действу. Чайные церемонии маття отражали традиции самурайской культуры. Но уже в XVII веке дзэнский чайный сад начинает постепенно уходить в прошлое, уступая место новой чайной культуре, основанной на листовом чае сэнтя. Употребление этого чая не связывалось ни с какими ритуалами, его можно было пить в любое время и в любой обстановке. Самым главным здесь считается получение удовольствия и наслаждение природой. Именно поэтому чайные дома начали строить большие, просторные, не только с окнами, но и с верандами, откуда можно было любоваться прекрасным садом. На мой взгляд, чайные церемонии маття у нас в России не всегда хорошо смотрятся. Для этого нужно не только выучить ритуалы, но и внутренне соответствовать. И, скорее всего, это должно делаться не напоказ, а лично для себя или для таких же людей, если это нужно. Другое дело – сэнтя. Такие чаепития очень близки российским людям, они в какой-то мере даже соотносятся с нашими дачными чаепитиями на террасах или в саду.
– Если дальше пройти по саду, то можно увидеть баню. Её настил выходит на источник для купания, а скамейка расположена перед островами, между которыми разливается озеро. Но не обычное, а сухое. В чём преимущества сухого озера перед «мокрым»?
– Это особый приём дизайна, когда импровизированный ручей, озеро или даже водопад можно сделать из гальки. Никаких преимуществ перед «мокрым» нет. «Сухая вода» может быть там, где по каким-то причинам нельзя или не хочется использовать настоящую влагу. Например, когда сад создан для медитаций, где человек, глядя на гальку, представляет себе что-то своё. Мотивы могут быть разными.
В дождливую погоду сухой ручей превращается в мокрый. Фото: семейный архив
– И веранда у вас, примыкающая к дому, тоже в японском стиле – с раздвижными дверями. Здесь только по-японски можно отдыхать, сидя на подушках?
– Нет, конечно, можно и по нашим русским традициям – сидя за столом. Сделано всё для удобства наших дорогих гостей – чтобы всем комфортно было. Сад я назвала Аnshin, что означает «душевное спокойствие». Это то, что так необходимо нам, жителям большого города: вернувшись из пыльной, душной суеты, сбросить с себя усталость и раздражительность, закрыться в своём маленьком уютном мире, слушать пение птиц, журчание воды и набираться позитивной энергии, которую даёт нам наш маленький японский сад.
По ту сторону зла
– У вас есть и красивейшие сортовые самшиты. Их дикие родственники – самшиты колхидские (Buxus colchica) обычно растут на юге страны: в адлерской Тисо-самшитовой роще, в Сочи и Пицунде. А в нашем климате они как себя показали?
– Самшиты у нас вполне могут зимовать. На зиму я их закутываю плотным лутрасилом. Не от морозов, конечно, а от солнечных ожогов. Самшиты неплохо выдерживают осенние бесснежные морозы, но если почва глубоко промёрзнет, то в феврале-марте яркое солнце представляет для них опасность. Поэтому лутрасил – способ притенить растения в этот период. Растут они у нас шестнадцать лет.
В беседке для ожидания гости отдыхают, приводят мысли в порядок, чтобы подготовиться к чайной церемонии. Фото: семейный архив
– Иногда наслать негатив на семью может и обычный человек, не знающий или косвенно догадывающийся о своих способностях. Правда ли, что самшит надо обязательно посадить на участке, чтобы злые силы не могли навредить?
– Нет, я в приметы не верю! В древности у японцев были определённые правила, как создавать сад, откуда и куда должен течь ручей, где должен быть расположен дом, водоём, чтобы хозяева были здоровы и счастливы. Однако эти правила сейчас не применяются. Зато в японских садах часто можно встретить остров Черепахи или Журавля – оба они являются пожеланиями счастья и долголетия. Вот эти острова мне гораздо больше нравится использовать в своих работах. А самшит – это прекрасное растение, которое я очень люблю и которое радует меня практически круглогодично.
Вместо водостока – цепь дождя, по ней красиво сбегает вода. Фото: семейный архив
– Японский садик немыслим без тиса, самшита и… бамбука?
– У меня растут две фаргезии – Murielae и Scabrida. Обе зимуют неплохо, но почему-то первая нарастает довольно слабо, а вторая, наоборот, достигла почти 2 м в высоту. На зиму я их пригибаю к земле, закрепляю дугами и укрываю деревянными брусками и плотным лутрасилом. Оба бамбука – достойные претенденты для озеленения сада.
– Два японских клёна с разной по цвету листвой тоже есть в саду. Какие существуют правила ухода за ними?
– Японские клёны далеко не все могут расти в Москве. Наиболее устойчивый – Atropurpureum, с красными листьями. Есть у меня ещё один, зелёнолистный, но названия его я не знаю. Мне его подарила подруга, которая привезла семена клёна, растущего в Германии. Но он тоже неплохо у меня зимует, проблем с ним пока не было. Оба дерева достаточно высокие. Первое – выше 2,5 м, второе – около 2 м. Оба клёна я формирую и прореживаю. Японские клёны лучше сажать в защищённых от ветра местах, желательно рядом с водоёмом, так как они страдают от сухости воздуха. Солнцепёк они не любят, но и тень им не подойдёт. Хорошо выбрать нечто среднее.
На центральном острове главное место занимает бонсай из горной сосны. В этом году начнётся формирование верхушки. Фото: семейный архив
Грядки или красота?
– Нет, ну так совсем неинтересно: растишь, растишь что-то, а съесть сладкую помидорку и хрустящий огурчик не можешь. То есть из «еды» вообще ничего нет?
– Ну почему ничего? Мы очень любим голубику, и я считаю, что она отлично смотрится в японском саду. Кусты достигли таких размеров и так плодоносят, что легко заменяют и смородину, и крыжовник. Кроме того, у голубики есть неоспоримые преимущества: она не болеет, у неё красивые листья, которые осенью становятся пунцовыми, вкусные ягоды, созревающие не разом, а постепенно, что позволяет есть свежие витамины до самых заморозков. Также у нас есть небольшой холмик с ремонтантной садовой земляникой. Она тоже неприхотлива, вкусна, достаточно декоративна и плодоносит до самых заморозков. В позапрошлом году я посадила колонновидную яблоню, но она пока не плодоносила. Также я выращиваю рукколу, которую размещаю среди многолетников.
– А всё-таки грядки вы вообще не любите, потому что много с ними возиться придётся?
– Что касается ухода, то работа на грядках – это ерунда по сравнению с японским садом. Работы в таком саду бесконечно много: стрижка кустарников (а практически каждое растение требует у меня той или иной стрижки, и далеко не одной за сезон), формирование сосен, поддержание сада в идеальном состоянии, без сорняков, и многое другое. Мне кажется, что работа на грядках – детский лепет по сравнению с японским садом.